В последнее время очень много путаницы возникает в таких понятиях, как «коуч», «ментор», «бизнес-тренер». Иногда эти понятия используют как тождественные. Или считают, что все вышеперечисленные специалисты занимаются психологическим консультированием. 

Давайте разберемся, чем эти специалисты занимаются. 

Менторинг – один из методов передачи знаний от более опытного человека («ментора») к менее опытному («протеже»). В русском языке есть понятный синоним - «наставничество». Менторинг применим не только к трудовой деятельности, но и к любой жизненной сфере. При этом ментору не обязательно обладать специальными знаниями в области обучения других людей. Имеет значение лишь его высокая компетентность и экспертность в глазах обучаемого. И в этом его отличие от бизнес-тренера. 

Коучинг (англ. Coaching) – особым образом организованный процесс работы с клиентом, входе которой решается какая-то конкретная задача клиента (профессиональная, жизненная, спортивная и т.п.). Важно: в ходе коучинга не передаются знания. Задачи развития и образования клиента здесь не ставятся. Процесс сфокусирован на достижении конкретной цели. При этом коуч (не «коучер»!) в процессе такой работы не имеет права советовать клиенту и высказывать собственное мнение по вопросу. 

Его задача выстроить беседу таким образом,чтобы клиент сам сформулировал актуальные для него цели и выбрал путь движения к этим целям. По моим наблюдениям, российским специалистам довольно сложно осваивать эту профессию. Отличительной особенностью нашего менталитета является оценочная позиция по отношению к другим людям. Что совершенно неприемлемо для коуча. Ему необходимо быть в так называемой «коуч-позиции», которая подразумевает полную безоценочность и беспристрастность в суждениях. Коуч не имеет права ни высказывать, ни показывать согласие или несогласие с мнением клиента. И слова «правильно», «неправильно», «я считаю», «вам следует», «это очевидно» - табу для коуча. Также при работе с клиентом недопустимы методы мотивации «извне», когда клиента накручивают, стараясь эмоционально зацепить и заставить принять то или иное решение. 

Причем неважно, какую цель преследует псевдо-коуч. И какие эмоции эксплуатирует –воодушевление или страх. Сама по себе попытка влиять на решение клиента говорит о том, что перед нами – не коуч. Профессиональный коуч использует специальные техники: задавание вопросов, уточнение, парафраз, активное слушание и т.п. Он помогает клиенту шире взглянуть на текущую ситуацию, увидеть разные варианты решения задачи. Но при этом ответственность за конечный результат лежит на клиенте. 

Очень важный момент: коучу необязательно разбираться в специфике задач клиента. Также не имеет значения, есть ли у коуча практический опыт решения тех задач, которые ставит перед собой клиент. Для коуча гораздо важнее иметь подтвержденный опыт практической работы с клиентами (не менее определенного количества часов). И в этом ключевая разница между ним и ментором. 

Бизнес-тренинг – процесс, выстроенный в определенной логической последовательности, в ходе которого с участниками происходят реальные и предсказуемые изменения в профессиональном поведении. В данном случае акцент делается именно на деловую сферу. А не на саморазвитие как таковое. 

Бизнес-тренер - это специалист с высшим образованием, обладающий опытом работы в определенной области (переговоры, продажи, юриспруденция, маркетинг и т.п.) и специально обученный передавать свои знания взрослым людям. 

Можно выделить три сферы компетентности, которые отличают профессионального тренера от дилетанта. 

1. Специальные коммуникативные умения и навыки, позволяющие взаимодействовать с группой. Сюда входят навыки публичных выступлений, умение ярко и доходчиво доносить материал, управлять дискуссией, отвечать на вопросы, работать со сложными участниками, предоставлять обратную связь, создавать атмосферу, способствующую раскрытию потенциала участников. Сюда же относится тайм-менеджмент, умение работать с пространством и многое другое. Опытный тренер владеет определенными навыками как коучинга, так и менторинга. 

2. Методологические знания и навыки – как построить программу, какие формы и методы обучения выбрать. Обучение предполагает не только усвоение теоретического материала и практикумы. Часто этому предшествует работа с установками участников. Тренинг –не набор увлекательных разминок и веселых упражнений. И далеко не любое действо, сопровождающееся перемещениями в пространстве, можно называть тренингом. 

3. Знания и опыт в предметной области. В последнее время многие тренеры недооценивают важность именно знаний по предмету. Они ошибочно полагают, что наличие коммуникативных и методологических навыков обеспечивает возможность проводить обучение в любой области. Однако для участников важно, чтобы тренер мог поделиться с ними практическим опытом решения актуальных задач. А не только мог красиво изложить теорию и организовать групповую работу. И чем сложнее предмет, тем важнее для участников практический опыт тренера в предметной области. Поэтому для тренера важно как можно быстрее определить для себя, в какой области он будет наиболее успешен и где находятся границы его компетентности. Ведь заявления типа: «Я проведу для вас все!», - скорее отпугнут, чем порадуют потенциальных заказчиков и слушателей. 

 Если не заморачиваться со сложными психологическими тактиками коучинга, схемами развития отношений с клиентом и прочим, то весь коучинг можно разделить на две большие группы

Первый вариант — это когда коуч работает «снизу», а второй — это когда коуч работает «сверху». В первом случае, сам коуч может не иметь каких-то значительных результатов в той области, в которой он «тренирует» своего клиента.

И ничего  странного и страшного в этом на самом деле нет. Уметь что-то делать и уметь объяснить, как что-то делать — это абсолютные разные виды деятельности, и для этого нужны разные наборы качеств и навыков. Могу вам это доказать прямо сейчас.
Учим тому, чего сами не умеем?!

Вот скажите мне, вы хорошо говорите по-русски? По меньшей мере — достаточно хорошо, если вы можете осилить текст данной статьи. А теперь попробуйте взять какого-нибудь иностранца и научить его говорить так же хорошо, как вы. А в чем проблема? Вы же сами умеете говорить по-русски. Но вот почему-то обучить языку иностранца гораздо лучше сможет другой такой же иностранец, который, с вашей точки зрения, еле-еле может связать два слова по-русски.

Другой пример — назовите мне хоть одного великого тренера в футболе (хоккее или еще где), который до этого был великим игроком. Таких просто нет. Великие звезды становятся очень средними тренерами, а никому в прошлом неизвестные игроки выводят свои команды в чемпионы.

Ну и последний пример — вы умеете ездить на велосипеде? Предположим, что умеете. А теперь попробуйте объяснить, как именно вы это делаете человеку, который не умеет ездить на велосипеде. Максимум, что вы сможете сказать — это то, что надо держаться за руль, жать на педали и стараться удержать равновесие. Дайте вашему ученику такие инструкции — и он расшибется уже через полметра.

Мало того — если вы попытаетесь понять, что именно и в каком порядке вы делаете в тот момент, когда вы едете на велосипеде — то вы сами расшибетесь (как в том анекдоте про ежика, который забыл, как дышать).

Поэтому известное саркастическое выражение «Кто сам не умеет, тот учит» — во-первых, совершенно правильное. А во-вторых, в нем скрыт очень глубокий смысл. Поэтому «коучинг снизу» вполне имеет право на жизнь.

 Если вас что-то не устраивает в жизни, это не повод опускать руки, а шанс изменить жизнь к лучшему. Любую мечту можно превратить в реальность, если правильно настроить путь. 
Вспомните, как вы проводите день? Встали — и понеслось! Торопитесь как всегда: надо сделать одно, второе, третье, четвёртое, пятое, десятое, двадцатое, сотое… попадаете в круговерть. А потом просто ложитесь спать.
Учёные как-то поставили эксперимент: крыса лапкой замыкала электрическую цепь и испытывала от этого удовольствие, потому что ей в мозг был вживлён специальный электрод. И чем быстрее она замыкала цепь лапкой, тем больше удовольствия получала. В конце концов, она совсем обессилела, попыталась приподнять лапку ещё раз, а лапка не приподнимается. В головном мозге человека есть центр удовольствия, который вырабатывает гормоны счастья — эндорфины. Чем больше эндорфинов, тем человек радостнее, тем приятнее ему жить. Но не путайте удовольствие и радость. Хорошо поесть — удовольствие. Получить наслаждение от просмотра хорошего фильма — это и радость, и удовольствие. Доставляйте себе больше радости, но помните о крысе, которая в погоне за удовольствием может умереть. Весь смысл жизни человека — это достижение радости. Радостный человек живёт дольше и лучше. 
Запишитесь на стратегическую сессию - это путь к улучшению собственного "Я". Ваш коуч.

 Есть ли у вас мечты, которые вы хотели бы осуществить, но не отваживаетесь?
Что будет, если вы не поддадитесь искушению похоронить свои идеи?
А что будет, если ваши мечты осуществятся?

Ответьте на эти вопросы, уверена, что во внутреннем диалоге у многих возникнет вопрос: А у меня получится? 
А вы попробуйте! Мы не мечтаем за пределами своих возможностей, просто иногда останавливаемся в двух шагах от цели.

 ОПЫТ? ПОБЕДЫ? ОШИБКИ? ЧТО МЫ ПЕРЕДАЕМ СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ДЕТЯМ?
Что мы говорим нашим детям. Мы воспитываем детей, передавая им наше представление о мире, о роли человека в нем, об отношениях между людьми.
Часто, консультируя по отношениям родителей и детей, вижу примерно одну и туже ситуацию: родительские компетенции остаются в рамках общеустановленных правил - очень противно и страшно в этом процессе обнаруживать, что родители говорят ребенку те же фразы, что слышали в своем детстве, и даже думали, что ни за что не скажут такого своим детям, но пока нет осознания и системы внутри, это так и будет лезть наружу.
Ребенок рождается свободным. От страхов, стыда, вины, предрассудков и прочего мусора, в котором живут взрослые. 
Мне очень хочется, чтобы дети любили себя, были искренними, честными с собой и другими, свободными и уверенными. Это все возможно вырастить только на любви, принятии и спокойствии.

Вот от чего я стараюсь избавить детей в отношениях с собой, семьей и миром: 
• Страх быть нелюбимым, брошенным и, как следствие, нелюбовь к себе. 
Нельзя говорить: «Я тебя тут оставлю», «Тебя заберет милиционер (злой дядька, ведьма, жаба, гадюка)», «Кому ты такой нужен», «Не буду с тобой разговаривать никогда", «За что ты мне такое наказание», «Отдам тебя в детдом, пусть там воспитывают», в общем, понятно... 

• Страх быть «плохим» и стыд быть собой. 
То, что провоцирует двойную жизнь у подросших детей, а потом и у взрослых - страх и нежелание признавать свои ошибки и просить прощения. Когда ребенок не может правильно осознать и осмыслить свой проступок, не может признаться, потому что ему не дают возможности исправить ситуацию или хотя бы извиниться. «Тебе должно быть стыдно», «Нормальные дети так не делают», «Все, поздно уже прощения просить», «Делай, что хочешь теперь»… Позже это может перерасти еще и в страх пробовать новое, кардинально менять жизнь. Человек застревает, потому что боится провала, боится не оправдать ожидания, не понимает, что неудача — тоже опыт, источник знаний.

Это только 2 детских страха, есть и много других, о которых мы с вами можем поговорить на консультации. Вы прекрасно знаете, что жить с постоянным чувством стыда, вины и страха невыносимо и деструктивно, и никому такого точно не надо. Семья и любовь - огромная ценность, которую мы для себя создаем сами.

Ваш коуч.Звоните, пишите el045@yandex.ru , все обсудим.